У нас в соавторстве с Дрезденским техническим университетом вышла статья о сравнении результатов моделирования снегонакопления в центральной Антарктиде с инструментальными наблюдениями. О чём это и зачем?
Даже малое уменьшение массы льда в Антарктиде приведёт к очень большому повышению уровня моря, что приводит к необходимости её пристального мониторинга. Для измерения массы льда есть несколько независимых методов, некоторые из которых – косвенные (по изменению высоты поверхности и гравитации) и один прямой (масс-балансовый или, как его модно сейчас называть, input-output). Баланс массы льда Антарктиды – это разница между прибылью снега в зоне аккумуляции (в центральной части ледника) и убылью льда по краям (за счёт таяния и откола айсбергов). Накопление снега в зоне аккумуляции Антарктиды (его ещё называют «баланс массы поверхности», английская аббревиатура SMB — не путайте его с общим балансом массы всего ледника!), в свою очередь, измеряют разными способами. Есть инструментальные измерения на снегомерных профилях и полигонах, есть данные по шурфам и кернам, есть результаты моделирования. Данных полигонов и шурфов по понятным причинам мало, и распределены они очень неравномерно. Поэтому без моделирования не обойтись. Глобальные модели циркуляции тут не подходят – у них недостаточное разрешение по горизонтали и, главное, по вертикали, не очень хорошо (или вообще никак не) «прорисовывается» приземный слой. Поэтому какое-то время назад начали появляться региональные климатические модели Антарктиды, специально заточенные для SMB. Эти модели считают SMB как разницу между количеством твёрдых осадков и величиной сублимации снега (которая иной раз может съедать до половины осадков и даже больше). Также во многих случаях надо ещё учитывать метелевый перенос, то есть разницу между тем, сколько снега надуло на данную площадку за единицу времени и тем, сколько сдуло с неё. Очевидно, что модели необходимо верифицировать по инструментальным данным – вот этому данная статья и посвящена. Мы не первые, кто за такую задачу взялся, но впервые использованы уникальные данные о скорости снегонакопления на станции Восток. Уникальность их заключается вот в чём: 1) самый длинный (> 50 лет) непрерывный полученный по единой (и притом оптимальной) методике ряд SMB в центральной Антарктиде и 2) уникальное местоположение – плоская поверхность ледника над озером Восток, что минимизирует ошибки, связанные с метелевым переносом, пространственной неоднородностью снегонакопления и т.д.
В статье рассмотрены 2 региональные модели, показано, что одна из них работает на троечку, а вторая – на крепкие 4+, то есть в целом хорошо справляется с задачей. И это очень здорово, поскольку ещё относительно недавно модели здорово привирали (в основном завышали) в оценке SMB в Антарктиде.
Ссылка на публикацию:
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feart.2021.669977/full